Статья 7 № 1 2021

DOI: 10.33868 / 0365-8392-2021-1-265-52-56
© А. С. Литвиненко, инженер путей сообщения, e-mail: asl.weise@gmail.com, ORCID: 0000-0002-7414-4731

Определение нормативных значений механических показателей
связных грунтов по данным динамического зондирования

Аннотация. На основе аналитического анализа табличных значений механических показателей связных грунтов естественного залегания (структурированных), которые установлены в строительных нормативных документах, и их некоторой корректировки с учетом практического опыта геотехнических изысканий с применением метода динамического зондирования, дается графическая и аналитическая (формульная) интерпретация этих значений относительно значений показателя динамического зондирования Рд, МПа, и показателя текучести IL, ед., по степени водонасыщения этих почв Sr ≥ 0,8 ед.
Также в работе дается физическое обоснование существенной разницы между значениями механических показателей связных грунтов в их естественном состоянии и аналогичными техногенными грунтами в искусственных инженерных сооружениях-насыпях, где их структурные связи были нарушены в процессе экскавации, в местах добычи, разравнивания в процессе устройства и послойного уплотнения.
Ключевые слова: нормативные документы, табличные данные, связные грунты, природные, механические показатели, графическая интерпретация, аналитические зависимости.

References
1. Ministry of Regional Development of Ukraine. (2009). DBN V.2.1-10-2009 Osnovy ta fundamenty sporud. Osnovni polozhennia proektuvannia [DBN V.2.1-10-2009 Foundations and foundations of buildings. Basic design provisions]. Kyiv, 85.
2. UkrAvtoDor. (2004). VBN V.2.3-218-186-2004 Sporudy transportu. Dorozhniy odyah nezhorstkoho typu [VBN V.2.3-218-186-2004 Transport facilities. Non-rigid pavement]. Kyiv, 105.
3. UkrAvtoDor. (1997). VBN V.2.3-218-008-97 Proektuvannya i budivnytstvo zhorstkykh ta z zhorstkymy prosharkamy dorozhnikh odyahiv [VBN V.2.3-218-008-97 Designing and construction of rigid and rigid layers of pavement]. Kyiv, 98.
4. KhNRU (2017). Dovidnyk N 1 rozrakhunkovykh kharakterystyk gruntiv, materialiv pokryttya i osnovy dorozhn’oho odyahu ta navantazhen’ vid normatyvnykh zasobiv [Handbook № 1 designing characteristics of soils, paving materials and bases of pavement and loads from regulatory means]. Kharkiv. 39.
5. DP “UkrNDNC”. (2017). DSTU B V.2.1-9:2016 Grunty. Metody pol’ovykh vyprobuvan’ statychnym i dynamichnym zonduvannyam [DSTU B V.2.1-9:2016 Soils. Field test methods by static and dynamic sounding]. Kyiv, State Standard of Ukraine. 25.
6. Derzhbud Ukrayiny (1997). DSTU B V.2.1-2-96 Osnovy ta pidvalyny budynkiv i sporud. Grunty. Klasyfikatsiya (HOST 25100-95) [DSTU B V.2.1-2-96 Bases and foundations of building and structures (NOST 25100-95)]. Kyiv, 1997. 51 p.
7. Priklonskyy V. A. (1955). Hruntovedenye. Chast’ pervaya. Yzdanye 3-e [Soil science. Part one. 3rd edition]. Moscow, Hosheolohtekhyzdat, 430.
8. Lytvynenko A. S. (2018). Do pytannya vyznachennya rozrakhunkovykh znachen’ pokaznykiv deformatyvnosti i mitsnosti zv»yaznykh hruntiv pry rozrakhunkakh dorozhnikh odyahiv avtomobil’nykh dorih [On the question of determining the calculated values of indicators of deformability and strength of cohesive soils in the calculation of road pavements]. Avtošljachovyk Ukraïny. Kyiv, 42. DOI: 10.33868/0365-8392-2018-3-255-37-44.
9. Lytvynenko A. S. (2019). Obgruntuvannya suchasnoyi metodyky laboratornoho vyznachennya modulya pruzhnosti zv»yaznykh gruntiv ta yikh rozrakhunkovoho stanu v dorozhniy konstruktsiyi (Chastyna 2) [Substantiation of modern methods of laboratory determination of the modulus of elasticity of cohesive soils and their calculated state in the road structure (Part 2)]. Kyiv, 54. DOI: 10.33868/0365-8392-2020-1-261-48-54.
10. Bezruk V. M., Kostirko M. T. (1955). Heolohyya y hruntovedenye [Geology and soil science]. Doryzdat, Moscow, 327.
11. Kharkhuta N. Ya., Vasyliev Yu. M. (1975). Prochnost, ustoychyvost y uplotnenye hruntov zemlyanoho polotna avtomobylnykh doroh [Strength, stability and compaction of soils of subgrade of highways]. Moscow, Transport, 288.