Статья 9 № 4 2020

DOI: 10.33868/0365-8392-2020-4-264-58-63
© Л.П. Боднар, канд. техн. наук, зав. отделом, e-mail: laragor@ukr.net, ORCID: 0000-0002-4754-721X;
© С. С. Завгородний, научный сотрудник, e-mail: zav_ss@ex.ua, ORCID: 0000-0003-1928-4544;
© С. Н. Степанов, ведущий инженер, e-mail: stepa_home@ukr.net, ORCID: 0000-0003-1220-4310;
© В. Л. Яструбинецький, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, ORCID: 0000-0002-4837-3303, e-mail: desbridge40@gmail.com
(ГП «ГосдорНИИ»)
Анализ долговечности железобетонных пролетных строений мостов по их типичными проектам

Аннотация. На автомобильных дорогах Украины эксплуатируются тысячи мостов, построенных в ХХ веке. В условиях ограниченного финансирования дорожной отрасли Украины возраст автодорожных мостов постоянно увеличивается, возрастает количество дефектов в конструкциях. Наибольшее количество дефектов сосредоточенно в пролётных строениях мостов. Основная часть пролётных строений состоит из сборных железобетонных балок, изготовленных на заводах железобетонных конструкций по типовым проектам, разработанным в середине прошлого века. В результате многолетней эксплуатации мостов выявляются недостатки этих проектов, что снижает срок службы пролётных строений и мостов в целом. Изучения этого процесса требует системного подхода.
В системе Укравтодора функционирует Аналитическая экспертная система управления мостами (АЭСУМ). В этом программном комплексе аккумулируется вся информация результатов обследований мостов на дорогах общего пользования.
Рассмотрены типовые проекты железобетонных пролётных строений мостов, построенных и эксплуатируемых на дорогах Украины, и выполнен сравнительный анализ особенностей этих проектов с учётом влияния на безопасность эксплуатации мостов. Введено понятие ранга типового проекта по долговечности. Предложена формула для оценки долговечности пролётных строений типового проекта с использованием этого понятия. Выполнен анализ долговечности пролётных строений.
Ключевые слова: автодорожный мост, типовые проекты, долговечность.

References
1. Bodnar, L. P. (2010). AESUM software package. The current state and the concept of further development. Kyiv, Roads and bridges: collection. Science. pr., DerzhdorNDI SE, 12, 31-39.
2. Bodnar, L. P. (2015). Analytical expert system for managing bridges of Ukraine / Highways and bridges: scientific and technical journal. Belarus, Minsk, 2, 16, 18-23.
3. Bodnar LP, Zavgorodniy SS, Yastrubinetsky VL Analysis of typical projects of the most common reinforced concrete girder structures of bridges on the roads of Ukraine // Roads and bridges. Kyiv, 2020. Issue. 22. pp. 166-176.
4. Rules and instructions for the design of reinforced concrete, metal, concrete and stone artificial structures on highways. Dorizdat, 1948.
5. Operation and reconstruction of bridges. (Insurance NE and others). Kyiv 2000.
6. Technical conditions for designing railway, road and city bridges and pipes. CH 200-62. Transzheldorizdat, 1962.
7. Bridges and pipes. Basic design requirements. DBN B.2.3-22: 2009.