Статья 7 № 4 2020

DOI: 10.33868/0365-8392-2020-4-264-47-51
© C. К. Головко, канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, e-mail: vdo@dorndi.org.ua, ORCID: 0000-0002-9517-7049
(ГП «ГосДорНИИ»)
Новый подход к ремонту нежестких дорожных одежд переходного типа
Аннотация. Ранее, в связи с недостаточным финансированием дорожной отрасли на ремонт автомобильных дорог местного значения выделялись средства по остаточному принципу, со временем состояние этих дорог существенно ухудшилось. Итак, учитывая разветвленность сети автомобильных дорог местного значения, вопрос восстановления состояния дорог местного значения проблема весьма актуальная.
Проведенные поисковые исследования применения технологии стабилизации для восстановления состояния дорог местного значения показывают, что данная технология является прогрессивной, поскольку позволяет повторно использовать существующие материалы с одновременным обеспечением необходимой прочности дорожной одежды. Вместе с тем инженеры-проектировщики довольно редко применяют данную технологию, вероятно из-за недостаточного исследования данного подхода. Ставится задача, исследовать возможность применения технологии стабилизации с использованием разнородных по составу щебеночных слоев и максимальным их повторным использованием, при ремонте дорожных одежд переходного типа.
Анализ показывает, что существует много случаев, когда конструкции переходного типа имеют значительную неоднородность и малую прочность. Образуется это за счет слабого щебеночного основания и переувлажнения грунтов земляного полотна. Со временем грунтовые частицы проникают в щебеночный слой и ослабляют контакты между щебенками, как следствие на дороге образуется колейность, ямы и просадки, что существенно усложняет движение автотранспорту.
Исследования состава существующих оснований показывают, что если в дисперсной системе количество щебеночных зерен составляет более 50% по объему, то в материале образуется контактный каркас. Межзерновые пустоты заполняет грунт или мелкий заполнитель, обработка таким малым количеством минерального вяжущего (цемент или известь) позволяет его существенно укрепить, а также создать связи грунта с щебнем.
Современные самоходные грунтосмесительные машины (ресайклер-стабилизер) позволяет за один проход выполнять фрезерование (рыхление) и перемешивание материалов существующей дорожной одежды переходного типа на глубину до 40 см. Принимая во внимание зависимость распределения нормального напряжения в двухслойном полупространстве, можно видеть, что стабилизация основания на глубину до 40 см позволит грунту земляного полотна работать без превышения допустимых сдвиговых деформаций.
Проведенное строительство опытного участка в г. Березовка, Одесской области, позволило подтвердить предположение об эффективности предлагаемого решения для восстановления прочности дорожной одежды переходного типа.
Ключевые слова: дорожная одежда нежесткая переходного типа, модуль упругости, стабилизация, щебень, грунт, холодный ресайклинг.

References
1. Vurozhemskiiy, V. K., Golovko, S. K. (2004). Cold recycling – efective tehnology of restoration of pavements. Kielce.
2. Golovko, S. K. (2008). Rational application of modern technologies for overhaul of local roads Beldornia Collection.
3. Golovko, S. K. (2020). New approaches to increase the capital of pavements in their repair. Roads and Bridges, Kyiv, 22, 86-94.
4. DerzhdoNDI SE. (2011). SOU 45.2-00018112-061:2011.Building materials. Organo-mineral road mixes from the milled materials of road clothes made by a method of cold recycling. Specifications. Ukrainian Organization Standard, Kyiv.
5. Bezruk, V. M. (1965). Soil strengthening. Moscow, Transport.
6. Goncharova, L. V. (1973). Basics of artificial soil improvement. Moscow, MSU.
7. Bezruk, V. M. (1978). Basic principles of soil strengthening. Moscow, Transport.
8. Bezruk, V. M., Elenovich, A. S. (1969). Road clothes from the strengthened soils. Moscow, Higher. School.
9. Efros, A. L. (1982). Physics and geometry of disorder. Moscow, Science. Main editorial office phys.-math. Literature, 268.
10. Radovsky, B. S. (1988). Probabilistic-geometric approach to the structure and assessment of the physical and mechanical properties of materials for road construction. New in the design of clothing structures, Moscow, 37-50.
11. Nascon Spółka z.o. (2020). Retrieved from https://www.nascon.pl/technologia/
12. Wirtgen Group. (2020). Soil stabilization. Retrieved from https://www.wirtgen-group.com/ru-ua/products/wirtgen/technologies/recycling-and-soil-stabilisation/#49134
13. Ministry of Regional Development, Construction and Housing of Ukraine. (2016). DBN B.2.3-4:2015 Roads. Part I. Design. Part II. Construction. State building norms of Ukraine. Kyiv.
14. DerzhdorNDI SE. (2019). GBN B.2.3-37641918-559: 2019 Non-rigid road clothes. Designing. Industry Building Standards, Kyiv.