DOI: 10.33868/0365-8392-2020-4-264-40-46
© В. А. Золотарев, докт. техн. наук, профессор кафедры, e-mail: kafedradsm@gmail.com, ОRCID: 0000-0003-2132-9289;
© Я. И. Пирог, канд. техн. наук, с. н. с. кафедры, e-mail: pirig2000@gmail.com, ОRCID: 0000-0003-0957-2251;
© А. В. Галкин, канд. техн. наук, с. н. с. кафедры, ОRCID: 0000-0002-1904-5618, e-mail: a.galkin0906@gmail.com
(Кафедра технологии дорожно-строительных материалов и химии, Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет)
Второй стандарт Украины на битумы нефтяные дорожные вязкие: содержание и перспективы
Аннотация. Раскрыто содержание ДСТУ 4044 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования», который введен в действие с мая 2020. Стандарт содержит основные и дополнительные показатели. Особенностью стандарта является его ориентирование на стандарт ЕN 12591 при одновременном сохранении значений основных принципиальных показателей в соответствии с климатическими условиями Украины. В стандарте принята европейская градация марок битума по пенетрации, к которой адаптированы значения показателей температуры размягчения и хрупкости битумов. Значение температуры размягчения несколько более (4-5 °С), а температура хрупкости на (2-3 °С) ниже, чем битумов равной пенетрации по ЕN 12591.
В отличие от ЕN 12591 в стандарте сохранено показатель растяжимости (при 25 °С) как характеризующий однородность, и, в определенной степени, устойчивость к старению, а также позволяющий прогнозировать стабильность битумов в процессе приготовления асфальтобетонных смесей. По ДСТУ ЕN 12607-2 нормируются допустимые изменения массы, пенетрации и температуры размягчения. Эти изменения отвечают уровню, принятому в Европейском стандарте. Устойчивость битумов различных марок к отслаивающему действию воды оценивается показателем сцепления со стеклом.
К дополнительным показателям отнесены: растяжимость при 0 °С, как определенной характеристики устойчивости битума к трещинообразованию; когезию, которая свидетельствует о прочности битума в тонком слое, а также температура, при которой пенетрация равна 800х0,1 мм, и отвечающей ей индекс пенетрации. В случае расхождений между значениями индексов пенетрации по температуре размягчения и температуре, отвечающей пенетрации 800х0,1, последняя принимается как более достоверная.
Ключевые слова: битум, глубина проникания иглы, температуры размягчения и хрупкости, сцепление, растяжимость, когезия, прогревание.
References
1. Zolotaryov, V. A. (2018). Razhadannaya penetratsyya [Unsolved penetration]. Nauka y tekhnyka v dorozhnoy otrasly, 4, 38-40.
2. Pfieffer, J. P., & Van Doormaal, P. M. (1936). The rheological properties of asphaltic bitumen. J. Inst. Pet. Technol, 22, 414-424.
3. SE “UkrNDNC”. (2019). Bіtum ta bіtumnі v’jazhuchі. Metod viznachennja ekvіpenetracіjnoї temperaturi ta іndeksu penetracії [Bitumen and bituminous binders. Method of determination of equipenetration temperature and penetration index]. DSTU 8859:2019 from 1st July 2019. Kyiv. [in Ukrainian].
4. Zolotarev, V. A. (2016). Zagadochnaja temperatura razmjagchenija [Mysterious softening temperature]. Avtomobil’nye dorogi, 10, 75-81.
5. Vynohradov, H. V., Zolotarev, V. A., Verebskaya, E. A., & Bodan, A. M. (1978). Ob osobennostyakh vyazko-upruhoho povedenyya bytumov raznыkh strukturno-reolohycheskykh typov v rezhymakh neprerыvnoho deformyrovanyya [On the features of the viscoelastic behavior of bitumen of different structural types in the modes of continuous deformation] Kolloydniy zhurnal, 4, 629-635.
6. Zolotaryov, V. A. (2012). Hlubyna pronykanyya yhly kak kharakterystyka soprotyvlenyya bytuma sdvyhu [Penetration depth of the needle as a characteristic of shear resistance of bitumen]. Nauka y tekhnyka v dorozhnoy otrasly, 2, 31-34.
7. Asphalt Institute (Ed.). (2003). Performance graded asphalt binder specification and testing (No. 1). Asphalt Institute.
8. Ferry, D. (1963). Vyazkoupruhye svoystva polymerov [Viscoelastic properties of polymers]. Moscow, Yzd-vo ynostr. lyt., 535.
9. Zolotarev, V., Pyrig, Y., & Galkin, A. (2020). Cohesion of bitumen: its opportunities and prospects. Road Materials and Pavement Design, 21, 5, 1399-1412.
10. Heukelom, W. (1975). Une methode amelioree de caracterisation des bitumes par leurs proprietes mecaniques. Bull Liaison Lab Ponts Chauss, 76, 55-64.
11. Van Poel, C. D. (1954). A general system describing the visco‐elastic properties of bitumens and its relation to routine test data.Journal of applied chemistry, 4, 5, 221-236.
12. Zolotarev, V. A., Zintchenko, V. N., Stolyarova, L. V., & Pyrig, Y. (2004). Quantitative interrelation of softening point and brittleness temperature and penetration of road bitumens. In Proceedings of the 3rd Eurasphalt and Eurobitume Congress held Vienna, May 2004, 2, 1625-1658.
13. Zolotaryov, V. A. (2012). Otsenka strukturnoho typa bytuma. Yzbrannye trudy [Assessment of the structural type of bitumen. Selected Works.]. Tom 1. Sankt-Peterburh, Slavutych, 8-13
14. Gaestel, C., Smadja, R., & Lamminan, K. A. (1971). Contribution à la connaissance des propriétés des bitumes routiers. Rev. Gentile. Routes et Aérodromes, 466, 85-94.
15. Pyrig, Ya. I., & Galkin, A. (2019). Metody otsinky adheziyi ta koheziyi bitumnykh v»yazhuchykh [Methods for assessing the adhesion and cohesion of bituminous binders], Kharkiv, 224
16. Zolotarev, V. A. (2013). Kontseptsyya vechnykh dorozhnykh odezhd [Eternal road clothes concept]. Avtomobyl’nie dorohy, 2, 60-63.
17. Minrehion. (2016). Bitum ta bitumni v»yazhuchi. Vyznachennya oporu do tverdinnya pid vplyvom teploty ta povitrya. Chastyna 1. Metod RTFOT [Bitumen and bituminous binders. Determination of the resistance to hardening under influence of heat and air. Part 1: RTFOT method]. DSTU B EN 12607-1:2015 (EN 12607-1:2014, IDT) from 1st July 2017, Kyiv, 32.