Статья 1 № 4 2020

DOI: 10.33868 / 0365-8392-2020-4-264-2-9

© А. А. Клименко, канд. техн. наук, доцент, и. о. заместителя директора по научной работе ГП «ГосавтотрансНИИпроект», e-mail: aklimenko.insat@gmail.com, ORCID: 0000-0002-2323-6839

Относительно теоретико-методологических основ системного управления эффективностью использования энергии и загрязнения окружающей среды дорожным транспортом

Аннотация. Приведены предложения по развитию теоретико-методологических основ системного управления в жизненном цикле эффективностью совокупного использования энергии и распределенного в пространстве и времени загрязнения окружающей среды дорожным транспортом и связанными отраслями. Предложена универсальная структурная схема «сверхсистемы», что отражает процессы потребления энергетических, материальных и других ресурсов, и нанесение ущерба. Предложено осуществлять математическое описание сложных множеств, динамично распределенных в пространстве объектов, изменяющих структуру и свойства во времени, на основе дальнейшего развития такого инструмента, как теория мультимножеств. Рассмотрен пример фрагмента системы управления на основе мер по регулированию первого доступа транспортных средств к рынку, дальнейшей эксплуатации, и к отдельным элементам инфраструктуры, с внедрением экологических зон в городах.
Ключевые слова: дорожные транспортные средства, дорожный транспорт, системное управление, эффективность использования энергии, загрязнение окружающей среды

References
1. Sadler Consultants Ltd. (2020). Urban Access Regulations in Europe: Overview of website. https://www.urbanaccessregulations.eu/userhome/general-overview.
2. Air quality in Europe. (2015). EEA Report No 5/2015.
3. Bernard, Y., Miller, J., Wappelhorst, S., Braun, C. (2020). Impacts of the Paris low-emission zone and implications for other cities. FIA Foundation. https://theicct.org/sites/default/files/publications/Paris-LEV-implications-03.12.2020.pdf.
4.Development of national policy on regulation of road transport CO2 emissions and energy consumption in Ukraine – Clima East project report / Ricardo Energy & Environment (United Kingdom), State Enterprise State Road Transport Research Institute (Ukraine), 212).
5. Ambient air pollutionю (2016). A global assessment of exposure and burden of disease. World Health Organisation. ISBN 978 92 4 1511353.
6. Hooftman, N., Oliveira, L., Messagie, M., Coosemans, T., Van Mierlo, J. (2016). Environ-mental Analysis of Petrol, Diesel and Electric Passenger Cars in a Belgian Urban Setting. En-ergies , 9, 84. https://doi.org/10.3390/en9020084.
7. Brennan, J. W. and Barder, T. E. (2017). Battery Electric Vehicles vs. Internal Combustion En-gine Vehicles: A United States-Based Compre-hensive Assessment. Arthur D. Little 2016.: https://www.adlittle.com/en/insights/viewpoints/battery-electric-vehicles-vs-internal-combustion-engine-vehicles.
8. McKone, T. E., Hertwich, E. G. (2001). The human toxicity potential and a Strategy for Evaluating Model Performance in Life Cycle Impact Assessment. Int. J. LCA 6, 106–109. https://doi.org/10.1007/BF02977846.
9. United Kingdom by CPI Group (UK) Ltd. (2017). Environmental Impacts of Road Vehicles Past, Present and Future. Issues in environmental science and technology No. 44. The Royal Society of Chemistry. Croydon, 248.