OI: 10.33868 / 0365-8392-2020-2-262-43-47
© В. Л. Яструбинецький, канд. техн. наук, ведущий научный
сотрудник, ORCID: 0000-0002-4837-3303,
e-mail: desbridge40@gmail.com (ГП «ГосдорНИИ»);
© П. Н. Коваль, канд. техн. наук, профессор, зав. кафедры,
ORCID: 0000-0002-0040-5900 (НАОМА)
© С. С. Завгородний, научный сотрудник,
ORCID: 0000-0003-1928-4544, e-mail: zav_ss@ex.ua;
© М. А. Борисенко, младший научный сотрудник,
ORCID: 0000-0001-9772-3536, e-mail: y-max@meta.ua
(ГП «ГосдорНИИ»)
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО
СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ И СТАЛЕЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРОГОНОВЫХ СТРОЕНИЙ МОСТОВ ЗА ПОКАЗАТЕЛЕМ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ
Аннотация. При определении эксплуатационного состояния моста, одним из определяющих факторов является обеспечение его надежной и безаварийной работы. Поэтому установление реальной грузоподъемности моста является важной процедурой, от которой зависит правильная оценка его эксплуатационного состояния. Методика оценки грузоподъемности мостов учитывает в расчете отдельные случайные величины, такие как физико-механические свойства материалов, характеристики временных нагрузок и т.д., а это дает неточности в определении грузоподъемности сооружения в целом. Поэтому предлагается определять грузоподъемность пролетных строений мостов вероятностным методом, что позволяет объективно определить грузоподъемность по действующим нормам с одновременным обеспечением необходимого уровня надежности, а также выявить и использовать резервы несущей способности железобетонных балок пролетных строений. Железобетонные пролетные строения автодорожных мостов на дорогах Украины, массовое строительство которых началось в 50-60-е годы прошлого века, в основном, состоят из сборных балок или плит, которые изготавливались на специализированных производствах. В период массового проектирования и строительства мостов в СССР с середины ХХ века выполнить пространственный расчет пролетного строения было невозможно существующими тогда средствами вычислительной техники. Разработчики типовых проектов пролетных строений мостов использовали приближенные полуэмпирические методы. Участие отдельной балки (плиты) в работе пролетного строения оценивалось так называемым «коэффициентом поперечной установки». Рассмотрены известные методы пространственного расчета железобетонных пролетных строений мостов для определения их грузоподъемности. Предложено при расчете многобалочных пролетных строений определять расчетные усилия в отдельных балках пропорционально прогибам этих балок. Предложено также при расчете сталежелезобетонных пролетных строений за расчетные факторы принимать суммарные растягивающие напряжения по нижней грани.
Ключевые слова: грузоподъемность, автодорожный мост, пролетное строение, пространственный расчет.
References
1. Snitko, V. P. (2012). Determination of load-bearing capacity of
span structures of reinforced concrete bridges. «Roads and road
construction»: coll. Science. etc. NTU. – Kyiv, 85, 174-184.
2. Klyuchnik, S. V. (2018). On the issue of load capacity of old span
structures. Bridges and tunnels: theory, research, practice: coll. Science. etc. DNUZT them. acad. Lazaryan, Dnepropetrovsk, 13, 12-24.
3. Vasiliev, A. I. (2016). Estimation of load capacity and durability of
bridges: a manual. Moscow, MADI, 40.
4. Valiev, S. N. (2004). Determination of load-bearing capacity of
reinforced concrete span structures of road bridges by the probabilistic method. Bulletin of the Moscow Automobile and Road Institute (State Technical University). Moscow, MADI, 3, 78-83.
5. NTU. (2012). Guidelines for assessing and forecasting the technical
condition of road bridges: DSTU-N B B.2.3-23: 2012. Kyiv.
6. Evgrafov, G. K., Bogdanov, N. N. (1966). Design of bridges. Moscow,
Transport, 692.
7. Polivanov, N. I. (1970). Design and calculation of reinforced concrete and metal road bridges. Moscow, Transport, 516.
8. Livshits, Ya. D., Onishchenko M. M., Shkuratovsky A. A. (1986).
Examples of calculation of reinforced concrete bridges. Kyiv, Higher
School, 263.
9. Ulitsky, B. E., Ignatiev, E. G., Rubinchik, R. I. (1971). Spatial calculations of span structures of bridges, obliques and curves in plan. Moscow, Transport, 168.
10. Smirnov, A. F., Alexandrov, A. V., Shaposhnikov, N. N., Lashchenikov, B. Y. (1964). Calculation of structures using computers. Moscow, 381.
11. Ministry of Regional Development of Ukraine. (2009). Bridges and
pipes. Loads and effects: DBN B.1.2-15: 2009. Kyiv.
12. Ulitsky, B. E., Vasiliev, A. I., Shestoperov, G. S. (1975). Spatial
calculations of reinforced concrete bridges taking into account nonlinear deformations. Moscow, Transport, 62.
13. Yastrubinetsky, V. L. (1970). To the calculation of reinforced
concrete prestressed span structures of bridges, taking into account the nonlinear dependence between stiffness and load. The dissertation for the degree of candidate of technical sciences. Moscow, 160.