DOI: 10.33868 / 0365-8392-2020-2-262-35-42
© Т. А. Терещенко, канд. хим. наук, ведущий научный сотрудник, e-mail: chemistry@dorndi.org.ua, ORCID: 0000-0001-7584-9031;
© С. И. Илляш, заведующий отделом, e-mail: sergillyash@gmail.com, ORCID: 0000-0002-3001-8012
(ГП «ГосдорНИИ»)
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ К МАТЕРИАЛАМ И ПРОЦЕССАМ ДЛЯ ОБУСТРАИВАНИЯ ШАРОВ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ, УКРЕПЛЕННЫХ КОМПЛЕКСНЫМ ВЯЖУЩИМ
Аннотация. Представлены отдельные результаты исследований, выполненных при поддержке Государственного агентства автомобильных дорог Украины и направленных на стандартизацию материалов и процессов устройства укрепленных слоёв дорожной одежды из материалов, обработанных битумным вяжущим и цементом в смесительной установке или смешением на дороге.
При выполнении экспериментальных исследований установлена зависимость соотношения компонентов комплексного вяжущего от гранулометрического состава смеси и требуемых значений показателей прочности. С учётом результатов лабораторных исследований разработаны требования к техническим характеристикам укрепленных материалов, проверенные путем испытания смеси, изготовленной в стационарном смесителе и использованной при устройстве слоя дорожной одежды на замену смеси холодного ресайклинга.
В зависимости от метода изготовления смеси (в установке или смешением на дороге) разработаны требования к процессам устройства слоёв дорожной одежды, которые приведены для технологических операций при выполнении подготовительных работ, транспортировке, укладке, уплотнении и уходе.
С учётом полученных результатов коллективом ГП «ГосдорНИИ» разработано Изменение № 1 ДСТУ-Н Б В.2.3-39: 2016 «Руководство по устройству слоёв дорожной одежды из каменных материалов». Разработанный нормативный документ расширяет номенклатуру дорожно-строительных материалов и технологий для устройства укреплённых слоёв дорожной одежды и предназначен для внедрения при строительстве автомобильных дорог, в том числе при выполнении работ по повышению несущей способности дорожной одежды.
Ключевые слова: дисперсный материал, укреплённый комплексным вяжущим; слои дорожной одежды, укрёпленные вяжущим; требования к устройству.
References
1. Dunn, L., and Cross, S. (2001). Basic Asphalt Recycling Manual, 1st Edition. US Department of Transportation, Federal Highway Administration; Asphalt Recycling and Reclaiming Association. 77. Retrieved September 13, 2018 from http://www.dot.state.mn.us/materials/pvmtdesign/docs/BasicAsphaltRecyclingManual.pdf
2. Hartman, M., Turos, M., Ghosh, D., and Marasteanu, M. (2016). Full Depth Reclamation (FDR) for Suburban/Urban and Local Roads Application. Minnesota Department of Transportation, Research Project Final Report No MN/RC 2016-37, 103. Retrieved January 28, 2020 from https://www.state.mn.us/research/TS/2016/201637.pdf
3. Schwartz, C. W., Diefenderfer, B. K., and Bowers, B. F. (2017). Material Properties of Cold In-Place Recycled and Full-Depth Reclamation Asphalt Concrete, NCHRP (National Cooperative Highway Research Program) Research Report 863. Transportation Research Board, Washington, DC, 83. Retrieved March 22, 2018 from http://nap.edu/24902
4. Bleakley, A. M., and Cosentino, P. (2013). Improving Properties of Reclaimed Asphalt Pavement for Roadway Base Application through Blending and Chemical Stabilization. Journal of the Transportation Research Board, 18. Retrieved January 29, 2020 from https://www.researchgate.net/publication/270209060
5. Naukova rada Ukravtodoru. (2017). Rekomendatsiyi z pidboru skladu ta zastosuvannya shchebenevo-pishchanykh sumishey, obroblenykh kompleksnym bitumomineral’nym v’yazhuchym. R V.2.7-37641918-880:2017. [Recommendations on selection of composition and application of crushed stone/sandy mixes treated by complex bitumen-mineral binder]. Oficijny`j document derzhavnogo agentstva avtomobil`ny`x dorig Ukrayiny` [Official document of the State Road Agency of Ukraine],
Kyiv, 26.
6. Ministry of Regional Development, Construction and Housing and Communal Services of Ukraine. (2016). Grunty, ukripleni v»yazhuchym. Metody vyprobuvan’: DSTU B V.2.7-309:2016. Nacional`ny`j standart Ukrayiny` [Binder-strengthened soils. Test methods. DSTU B V.2.7-309:2016. National standard of Ukraine]. Kyiv, 30.
7. Ministry of Regional Development, Construction and Housing and Communal Services of Ukraine (2015) Sumishi bitumomineral’ni dorozhni. Metody vyprobuvan’: DSTU B V.2.7-306:2015. Nacional`ny`j standart Ukrayiny` [Road bituminous mixes. Test methods. DSTU B V.2.7-306:2015. National standard of Ukraine]. Kyiv, 40.
8. State Standard Organization of Ukraine. (2001). Bitumy naftovi dorozhni v»yazki. Tekhnichni umovy. DSTU 4044-2001. Nacional`ny`j standart Ukrayiny` [Viscous petroleum road bitumens. Specifications. DSTU 4044-2001. National standard of Ukraine]. Kyiv, 14.
9. Ministry of Regional Development, Construction and Housing and Communal Services of Ukraine. (2014). Emul’siyi bitumni dorozhni. Tekhnichni umovy: DSTU B V.2.7-129:2014. Nacional`ny`j standart Ukrayiny` [Bituminous road emulsions. Specifications. DSTU B V.2.7-129:2014. National standard of Ukraine]. Kyiv, 27.
10. Ministry of Regional Development, Construction and Housing and Communal Services of Ukraine. (2016). Tsement. Chastyna 1. Sklad, tekhnichni umovy ta kryteriyi vidpovidnosti dlya zvychaynykh tsementiv: DSTU B EN 197-1:2015 (EN 197-1:2011, IDT). Nacional`ny`j standart Ukrayiny` [Cement. Part 1: Composition, Specifications and conformity criteria for common cements. DSTU B EN 197-1:2015 (EN 197-1:2011, IDT). National standard of Ukraine]. Kyiv, 59.
11 Ministry of Regional Development, Construction and Housing and Communal Services of Ukraine. (2010). Osnovy ta pidvalyny budynkiv i sporud. Grunty. Metod laboratornoho vyznachennya maksymal’noyi shchil’nosti.: DSTU B V.2.1-12:2009. Nacional`ny`j standart Ukrayiny` [Bases and foundations of building and structures. Soils. Method for laboratory determination of maximum density. DSTU B V.2.1-12:2009. National standard of Ukraine]. Kyiv, 16.
12. Naukova rada Ukravtodoru. (2004). Tekhnolohichna karta na reheneratsiyu konstruktyvnoho sharu dorozhn’oho odyahu tovshchynoyu 18 sm z zastosuvannyam bitumnoyi emul’siyi (vmist emul’siyi 3% vid masy) ta tsementno-vodnoyi suspenziyi (vmist tsementu 1,5% vid masy) za tekhnolohiyeyu “kholodnyy resayklinh”, mashynoyu resaykler WR 2500 u skladi iz zmishuval’noyu ustanovkoyu WM 1000 ta bitumovozom. ТC 218-03449261-026-WR 2500 (7)-2004. [Technological Chart on recycling of a road pavement lift of a 18 cm thickness using bitumen emulsion (in a proportion of 3 % by mass) and cement-water suspension (with proportion of cement of 1,5 % by mass) via cold recycling technology using recycler WR 2500 combined with a mixing plant WM 1000 and a truck for bitumen]. Oficijny`j document derzhavnogo agentstva avtomobil`ny`x dorig Ukrayiny` [Official document of the State Road Agency of Ukraine]. Kyiv, 17.