Статья 4 № 2’2020

DOI: 10.33868 / 0365-8392-2020-2-262-21-28
© М. Г. Грубель, канд. техн. наук, доцент, e-mail: m.g.grybel@gmail.com, ORCID: 0000-0002-4820-6935 (Национальная академия сухопутных войск им. Гетьмана Петра Сагайдачного)
© Л. В. Крайник, докт. техн. наук, профессор, e-mail: l.kraynyk@gmail.com, ORCID: 0000-0002-0524-9126;
© В. В. Хома, студент, e-mail: homa.v@hotmail.com, ORCID: 0000-0002-9900-855X
(Национальный университет «Львовская политехника»)
Имитационное моделирование движения колесной военной автомобильной техники по бездорожью и оценка ее адекватности
 
Аннотация. На базе средств имитационного моделирования MATLAB Simulink разработан метод оценки проходимости образцов колесной ВАТ при движении в условиях бездорожья. Его адекватность подтверждена сходимостью результатов моделирования и экспериментальных исследований. Полученные результаты могут быть базой для определения параметров колесной ВАТ и обновления нормативной базы проходимости.
Ключевые слова: имитационная модель движения, колесная ВАТ, бездорожье максимально возможная скорость движения.
 

References
1. Bezborodova, G. B., Galushko V. G. (1978). Modelirovaniye dvizheniya avtomobilya [Modeling the movement of the car]. Kyiv, Vysshaya shkola, 163.
2. Kosharnyy, N. F. (1981). Tekhniko-ekspluatotsionnyye svoystva avtomobiley vysokoy prokhodimosti [Technical and operational properties of cross-country vehicles]. Kyiv, Vyshcha shkola, 208.
3. Ageykin Ya.S. (1981). Prohodimost avtomobiley [Patency of cars]. Moscow, Mashinostroenie, 230.
4. Krainyk, L. V., Hrubel, M. H. (2010). Bahatofaktorna otsinka ta normuvannia palyvnoi ekonomichnosti vantazhnykh avtomobiliv [Multifactor evaluation and rationing of fuel efficiency of trucks]. Lviv, ASV, 117.
5. Hrubel, M. H., Krainyk, L. V., Bodnar, M. F. (2019). Otsinka tiahovo-shvydkisnykh kharakterystyk viiskovoi avtomobilnoi tekhniky za umov rukhu bezdorizhzhiam metodamy imitatsiinoho modeliuvannia [Estimation of traction-speed characteristics of military motor vehicles under off-road conditions by simulation methods]. Кyiv, Ozbroiennia ta viiskova tekhnika., 46-53.
6. Hrubel, M. H., Krainyk, L. V., Kuprinenko, O. M. (2019). Metodolohiia otsinky opornoi prokhidnosti kolisnoi viiskovoi avtomobilnoi tekhniky [Methodology for assessing wheelbase support of military military vehicles]. Кyiv, Ozbroiennia ta viiskova tekhnika., 12-22.
7. Wong, Y. J. (1993). [Theory of ground vehicle London]. London – NewYork, Mc-GrawHill Booh Comp., 423.
8. GOST RV 52048-2003. (2003). Avtomobili mnogotselevogo naznacheniya. Parametryi prohodimosti i metodyi ih opredeleniya. [Multipurpose cars. Passability parameters and methods for their determination]. Moscow.
9. GOST V 26442–85. (1986). Avtomobili mnogotselevogo naznacheniya. Parametryi prohodimosti i metodyi ih opredeleniya. [Multipurpose cars. Passability parameters and methods for their determination]. Moscow.
10. Lessem, A., Mason, G., Ahlvin, R. (1996). [Stochastic vehicle mobility forecasts using the NRMM]. Journal of Terramechanics, 33(6), 273-280.
11. Freitag D.R. (1965). [A dimensional analysis of the performance of the pneumatic tires soft soil]. US Army Waterways Experimental Station. Report, 3-688, 1965.
12. He, R., Sandu, C., Khan, A. R., Gutherie, A. G., Els, P. S. & Hammersma, H. A. (2019.) [Review of terramechanics models and their applicability to real-time applications]. Journal of terramechanics, 81(2), 3-22.
13. Hahina, A. M. (2017). (Metodyi prognozirovaniya i povyisheniya prohodimosti kolesnyih lesnyih mashin) [Methods for predicting and improving the patency of wheeled forest machines]. Sankt-Peterburg, Dis. d.t.n. SPU, 332.
14. Larin, V. V. (2013). (Analiz zavisimostey deformiruemosti opornoy poverhnosti. Vertikalnaya deformatsiya). [Analysis of the deformability of the support surface. Vertical deformation]. Мoscow, Vestnik MGTU im. N.E. Baumana, 1-11. Retrieved from https: www://engjournal.ru/articles.pdf.
15. Maclaurin, B. (2018). [High Speed Off-Road Vehicles: Suspensions, Tracks, Wheels and Dynamics]. London, Wiley, 249. Retrieved from https: www.wiley.com/en-ua/High+Speed+Off+Road+Vehicles:+Suspensions,+Tracks,+Wheels+and+Dynamics-p-9781119258810.
16. Lutz, J. (2003). [Mobility of ground vehicles. US military view a overview primer and reference source quide]. Quent systems Inc., 101.
17. Larminiе, J. C. (1992). [Modifications to the mean maximum pressure system]. Journal of Terramechanics, 29(2),239-255. Retrieved from https: www.sciencedirect.com/science/ article/abs/pii/002248989290029J/.
18. Hrubel, M. H., Ftemov, Yu. O., Khoma, V. V. (2019). Eksperymentalni doslidzhennia parametriv prokhidnosti zrazkiv kolisnoi viiskovoi avtomobilnoi tekhniky. [Experimental studies of the patency parameters of samples of wheeled military vehicles]. Kharkiv, Systemy ozbroiennia i viiskova tekhnika, 4(60), 7-15.
19. Ostretsov, A. V, Esakov, A. E., Sharipov, V. M. (2014). Sravnitelnaya otsenka opornoy prohodimosti avtomobiley KamAZ-4350, KamAZ-43114 i Ural-4320-31 na syipuchem peske. [Comparative assessment of the support patency of KAMAZ-4350, KAMAZ-43114 and Ural-4320-31 vehicles on loose sand]. Izvestiya MGTU MAMI, 1(19), 50-51.