Статья 3 № 2’2020

DOI: 10.33868 / 0365-8392-2020-2-262-15-21
© В. А. Войтов, докт. техн. наук, профессор, заведующий кафедрой,
e-mail: vavoitovva@gmail.com, ORCID: 0000-0001-5383-7566;
© А. В. Кутья, преподаватель, e-mail: bett_2008@meta.ua,
ORCID: 0000-0002-8093-3075;
© А. Е. Насиров, аспирант, e-mail: t_t_l@i.ua,
ORCID: 0000-0003-1896-2489 (ХНТУСГ)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОРОДСКИХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

Аннотация. Представлены математические выражения для определения суммарных удельных затрат и результаты моделирования затрат на городские грузовые перевозки. Суммарные затраты имеют три составляющие. Первая составляющая зависит от тарифа на перевозку, длины маршрута, массы перевозимого груза, а также технической скорости движения, частоты поступления заявок на обслуживание и коэффициента надежности.
Вторая составляющая удельных затрат зависит от количества автомобилей, которые находятся в наряде, технической скорости движения, суммарного времени транспортного обслуживания, затрат на топливо и его цены, а также массы перевезенного груза, коэффициентов использованного пробега, грузоподъемности и коэффициента надежности.
Третья составляющая зависит от количества автомобилей, которые находятся в наряде, суммарного времени транспортного обслуживания с учетом увеличения времени на погрузочно-разгрузочные работы, начальной стоимости автомобиля и затрат на техническое обслуживание и амортизацию, а также массы перевезенного груза и коэффициента надежности.
Суммарное значение полученных удельных затрат является экономическим критерием выбора оптимальных маршрутов на транспортное обслуживание. Проведенное моделирование влияния разных факторов и рабочих параметров транспортного процесса городских грузовых перевозок позволяет утверждать, что удельные затраты на транспортное обслуживание В, грн/т, однозначно увеличиваются при увеличении длины маршрута, однако, при этом, имеют оптимум при изменении массы перевезенного груза. Установлено, что на существование оптимума влияют коэффициент использования пробега и коэффициент использования грузоподъемности автомобилей.
Показана роль логистического центра (мощности логистического центра) на удельные затраты транспортного обслуживания. Недостаточная мощность ЛЦ увеличивает время оформления одной заявки, которое приводит к увеличению суммарных удельных затрат. Это позволяет сделать вывод, что мощностью логистического центра необходимо управлять.
Ключевые слова: транспортный процесс, математическая модель, городские грузовые перевозки, мощность логистического центра, удельные затраты.

References
1. Shramenko, N. Y. (2015). Effect of process-dependent parameters of the handling-and-storage facility operation on the cargo handling cost. Eastern European Journal of Enterprise Technologies, 5/3 (77), 43-47. doi: 10.15587/1729-4061.2015.51396.
2. Zhang, R. M., Huang, L. (2017). Application of the freight rate on
freight flow forecast. Advances in Transportation Studies, 3, 61-68.
3. Hansen, I. (2001). Determination and Evaluation of Traffic
Congestion Costs. European Journal of Transport and Infrastructure
Research, 1, 1, 61 – 72.
4. Xiaoning, Z. (2014). Editorial: Optimisation methods of road pricing.
European Journal of Transport and Infrastructure Research, 14,1, 1-6.
5. Azemsha, S. (2006). Zavisimost sebestoimosti mezhdunarodnyih
avtomobilnyih perevozok gruzov ot parametrov transportnyih sredstv i
perevozochnogo protsessa. Transport and Telecommunication, 7, 4, 57-60.
6. Lukinskiy, V., Lukinskiy, V. l. ( 2016). Evaluation of the Influence of
the Logistic Operations Reliability on the Total Costs of a Supply Chain. Transport and Telecommunication, volume 17, no. 4, 307–313. DOI 10.1515/ttj-2016-0027.
7. Voytov, V. A., Muzilov, D. O., Berezhna, N. G., Scherbakova,
V. V. (2018). Ekonomichna efektivnist funktsionuvannya
transportno-logistichnogo kompleksu pid chas zbirannya tsukrovogo
buryaku z urahuvannyam pokaznika nadiynosti. TehnIchniy servis
agropromislovogo, lisovogo ta transportnogo kompleksiv: HNTUSG, 12, 272–280.
8. Vojtov, V. A., Muzylyov, D. A., Berezchnaja, N. G. (2018). Integrated
approach in calculation of the economic effect of the functioning of
the transport and logistic complex with the account of the risk factor.
International academy journal Web of Scholar. 3, 21, 1, 12–18.
9. Vojtov, V., Kutiya, О., Berezhnaja, N., Karnaukh, M., Bilyaeva, O. (2019). Modeling of reliability of logistic systems of urban freight transportation taking into account street congestion. Eastern-European Journal of Enterprise Technologies, 4, 3, 100, 15-21. DOI: 10.15587/1729-4061.2019.175064.
10. Kutiya, O. V. (2019). Razrabotka matematicheskoj modeli gorodskih gruzovyh perevozok. Tehnіchnij servіs agropromislovogo, lіsovogo ta transportnogo kompleksіv. – HNTUSG, 15, 159–163.