Статья 2 № 2’2020

DOI: 10.33868 / 0365-8392-2020-2-262-8-15
© Л. В. Савченко, канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры логистики, e-mail: lidia_savchenko@ukr.net, ORCID: 0000-0003-3581-6942;
© А. Г. Донец, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры логистики, e-mail: ogurman72@gmail.com, ORCID: 0000-0002-8122-051X
(Национальный авиационный университет)

ОЦЕНКА ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ОБЩЕСТВА ОТ ПРОБОК ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ГОРОДЕ КИЕВЕ

Аннотация. Проблема городских заторов является постоянным вызовом для различных стейкхолдеров городской логистики – городских властей, отправителей, перевозчиков и логистических компаний, складских операторов, а также непосредственных получателей (магазинов, офисов и жителей города). Затор на дороге – это источник повышенного загрязнения воздуха, а таже прямых потерь времени и денег. Таким образом, проблемы, возникающие от заторов, касаются любого жителя города и в большей степени относятся к социальным. Однако, любые социальные потери возможно оценить в финансовом эквиваленте. Для оценки потерь от городских заторов в работе использована технология, широко применяемая в Европе для оценки внешних потерь от транспорта. Показано, что эти потери являются существенными для города Киева, который в 2019 году занимал 12-е место в мире по уровню дорожных заторов.
Как видим, операторы логистики последней мили вынуждены постоянно искать пути снижения влияния заторов на их транспортные и сервисные потоки. Технологии, существующие на данный момент, предлагают, в частности, смещение времени доставки на внепиковые периоды, в частности, на ночные часы. Однако, это возможно для ограниченного количества заказов в логистике последней мили. Таким образом, остальные вынуждены сталкиваться с проблемами заторов изо дня в день.
В работе рассматриваются различные альтернативы городской доставки — автомобиль, мотоцикл и велосипед. Для этих трех вариантов составлен рейтинг, показывающий приоритетность того или иного средства логистики последней мили с точки зрения потерь от городских заторов. Такие потери определены для 2019 года с учетом состава транспортного потока в г. Киеве, среднего расстояния доставки, а также различного поведения транспортных средств в условиях затора. В итоге получено, что один легковой автомобиль, доставляющий легкие посылки в дневное время, предопределяет потери от заторов в 3,3 раза большие, чем мотоцикл, и в 12,5 раз большие, чем велосипед.
Ключевые слова: городская логистика, логистика последней мили, городские заторы, потери от городских заторов, автомобильная доставка, доставка мотоциклом, велосипедная доставка.

References
1. Traffic Index. (2019). Tomtom. Retrieved from https://www.tomtom.com/en_gb/traffic-index/ranking/
2. Haubold, H. (2016). Cycling and congestion charges: a winning team for cities. European Cyclists’ Federation. Retrieved from https://ecf.com/groups/congestion-charges-and-cycling.
3. European Commission (2013) A call for smarter urban vehicle access regulations. Retrieved from https://ec.europa.eu/transport/sites/transport/files/themes/urban/doc/ump/swd%282013%29526-communication.pdf
4. Handbook on the External Costs of Transport, HECT (2019). Retrieved from https://ec.europa.eu/transport/sites/transport/files/studies/internalisation-handbook-isbn-978-92-79-96917-1.pdf.
5. Asaithambi G., Mourie H.S., Sivanandan R. (2017). Passenger Car Unit Estimation at Signalized Intersection for Non-lane Based Mixed Traffic Using Microscopic Simulation Model. Periodica Polytechnica Transportation Engineering 45(1): 12-20. DOI: 10.3311/PPtr.8986
6. Biswas, P., Bhattacharya, T., Chanda, A., Das, S., Hazra, S. (2018). Urban Wetlands – CO2 sink or source? A case study on the aquaculture ponds of East Kolkata Wetlands. International Journal of Recent Scientific Research. vol. 9, no. 2, 24158-24165. DOI: 10.24327/ijrsr.2018.0902.1608
7. Giuffrè O., Grana A., Giuffrè T., Acuto F. (2019). Passenger Car Equivalents for Heavy Vehicles at Roundabouts. А Synthesis Review. Frontiers in Built Environment 5. DOI: 10.3389/fbuil.2019.00080
8. Kanga N., Nakamura H. (2017). An Analysis of Characteristics of Heavy Vehicle Behavior at Roundabouts in Japan. Transportation Research Procedia. 25, 1485-1493. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2017.05.176.
9. Sugiarto, S., Apriandy, F., Faisal, R., and Saleh, S. M. (2018). Measuring passenger car unit at four-legged roundabout using time occupancy data collected from drone. Aceh Int. J. Sci. Technol. 7, 77–84. doi: 10.13170/aijst.7.2.8587.
10. Srikanth, S., and Mehar, A. (2018). Development of MLR, ANN and ANFIS Models for estimation of PCUs at different levels of service. J. Soft Comput. Civil Eng. 2–1, 18–35. doi: 10.22115/SCCE.2018.50036
11. Zhou, J., Rilett, L., Jones, E., and Chen, Y. (2018). Estimating passenger car equivalents on level freeway segments experiencing high truck percentages and differential average speeds. J. Trans. Res. Board 2672, 44–54. doi: 10.1177/0361198118798237.
12. Yperman, I. (2011). Commuting by motorcycle: impact analysis, Transport & Mobility Leuven. Belgium. Report 10, 69.
13. Raj P., Sivagnanasundaram K., Asaithambi G., Ravi Shankar, A.U. (2019). Review of Methods for Estimation of Passenger Car Unit Values of Vehicles. Transportation engineering journal of ASCE. 145. DOI: 10.1061/JTEPBS.0000234.
14. Chandra S., Kumar U. (2003), Effect of Lane Width on Capacity under Mixed Traffic Conditions in India. Journal of Transportation Engineering 129(2). DOI: 10.1061/(ASCE)0733-947X(2003)129:2(155).
15. Salter R.J. (2016). Highway Traffic Analysis and Design. Macmillan International Higher Education. 378 р.
16. Pidrakhunok velosypedystiv. 2019. Retrieved from https://u-cycle.org.ua/projects/pidrakhunok-velosypedystiv/
17. Informatsiyno-analitychna systema «Mayno» (IAS «Mayno»). Retrieved from https://gis.kievcity.gov.ua/map/transport#map
18. Savchenko L.V. & Donets’ A.H. (2020). Porivnyannya vytrat vid avariynosti riznykh zasobiv mis’koyi dostavky u m. Kyyevi. Modelyuvannya ta informatsiyni systemy v ekonomitsi, 99, 24-34.
19. Cost of Living Comparison in 2020. (2020). Salary Explorer. http://www.salaryexplorer.com/cost-of-living-comparison.php
20. Serednia zarobitna plata v misti Kyievi vyshcha znachennia v Ukraini v 1,5 razy. (2019). Ofitsiinyi portal Kyieva. Retrieved from https://kyivcity.gov.ua/news/serednya_zarobitna_plata_v_misti_kiyevi_vischa_znachennya_v_ukrani_v_15_razi/