Статья 6 № 1’2020

Терещенко Т. А., Илляш С. И. Классификация и применение почв, стабилизированных гидравлическим вяжущим соответствии с требованиями европейских стандартов
DOI: 10.33868/0365-8392-2020-1-261-40-48

Аннотация. Грунты, относящиеся к наиболее широко применяемым дорожно-строительным материалам, в большинстве случаев требуют регулирования технологических и/или механических свойств. В соответствии с мировым опытом в отрасли дорожного строительства наиболее эффективным методом регулирования свойств является обработка грунтов гидравлическими вяжущими при соблюдении оптимальной влажности смеси. Такие смеси, надлежащим образом уплотненные, схватываются и твердеют вследствие реакций гидравлического вяжущего с образованием стабилизированных грунтов. Классификация и технические требования к грунтам, стабилизированным гидравлическим вяжущим, установленные системой европейских стандартов, предоставляют широкие возможности использования таких материалов с учетом условий их работы в конструкции дорожной одежды.
Разработка украинских стандартов, идентичных европейским стандартам относительно грунтов, стабилизированных гидравлическим вяжущим, позволит повысить срок службы дорожной одежды и уменьшить объем расходов при ремонтах дорожной одежды, связанных с деформациями земляного полотна.
На основании изложенного выше, в статье рассмотрены классификация и применение грунтов, стабилизированных гидравлическими вяжущими в соответствии с требованиями европейских стандартов.
В соответствии с системой европейских стандартов стабилизированные грунты классифицируются как смеси, укрепленные гидравлическими вяжущими, на которые распространяются требования европейского стандарта EN 14227, Часть 15. Для обеспечения соответствия стандартным требованиям грунты следует обрабатывать стандартными гидравлическими вяжущими (или комбинацией таких вяжущих): цементом, шлаком, золой-уносом, известью, или необходимо использовать стандартное дорожное гидравлическое вяжущее.
Состав и методы изготовления (уплотнения) образцов грунтов, стабилизированных гидравлическим вяжущим, обеспечивают получение материалов разных классов прочности при сжатии, где материал самой высокой категории характеризуется прочностью при сжатии образцов-кубов не менее 12 МПа. Европейские стандарты устанавливают также классификацию грунтов, стабилизированных гидравлическими вяжущими, по показателю прочности при растяжении Rt, в сочетании с модулем упругости Е, в соответствии с чем стабилизированные грунты подразделяют на пять категорий от Т1 до Т5.
Европейские стандарты устанавливают также классификацию свежеизготовленных смесей по показателю несущей способности после уплотнения. Этот показатель определяет возможность открытия движения транспорта после уплотнения слоя. Однако для грунтов, стабилизированных цементом, на объектах, где не предусмотрено открытие движения транспорта раньше чем через 7 дней, этот показатель разрешается не нормировать.
Изготовление стабилизированных смесей смешением на дороге предусматривает меры по снижению риска получения несоответствующей смеси или несоответствующего по своим параметрам слоя – может быть установлено повышенное содержание вяжущего или обеспечивается повышение толщины слоя.
Ключевые слова: грунты, стабилизированные гидравлическим вяжущим; классификация; прочность при сжатии; прочность при растяжении; устройство слоя.

References
1. EC. (2015). EN 14227-15:2015 Hydraulically bound mixtures – Specifications – Part 15: Hydraulically stabilized soils. European Committee for Standardization. Avenue Marnix 17, B-1000. Brussels, 24.
2. EC. (2010). EN 13286-2:2010 Unbound and hydraulically bound mixtures – Part 2: Test methods for laboratory reference density and water content – Proctor compaction. European Committee for Standardization. Avenue Marnix 17, B-1000. Brussels, 38.
3. EC. (2003). EN 13286-3:2003 Unbound and hydraulically bound mixtures – Part 3: Test methods for laboratory reference density and water content – Vibrocompression with controlled parameters. European Committee for Standardization. Avenue Marnix 17, B-1000. Brussels, 14.
4. EC. (2003). EN 13286-4:2003 Unbound and hydraulically bound mixtures – Part 4: Test methods for laboratory reference density and water content – Vibrating hammer. European Committee for Standardization. Avenue Marnix 17, B-1000. Brussels, 24.
5. EC. (2003). EN 13286-5:2003 Unbound and hydraulically bound mixtures – Part 5: Test methods for laboratory reference density and water content – Vibrating table. European Committee for Standardization. Avenue Marnix 17, B-1000. Brussels, 18.
6. EC. (2005). EN 13286-48:2005 Unbound and hydraulically bound mixtures – Part 48: Test methods for the determination of degree of pulverization. European Committee for Standardization. Avenue Marnix 17, B-1000. Brussels, 10.
7. EC. (2012). EN 13286-47:2012 Unbound and hydraulically bound mixtures – Part 47: Test method for the determination of California bearing ratio, immediate bearing index and linear swelling. European Committee for Standardization. Avenue Marnix 17, B-1000. Brussels, 16.
8. EC. (2015). Manual of Contract Documents for Highway Works Series 0800 and Notes for Guidance — Road Pavements — Unbound, Cement and other Hydraulically Bound Mixtures // Published on the site of an European Commission after a number: 2015/100/UK. Retrieved June 08, 2018 from http://ec.europa.eu/growth/tools-databases/tris/en/search
9. EC. (2003). EN 13286-46:2003 Unbound and hydraulically bound mixtures – Part 46: Test method for the determination of the moisture condition value. European Committee for Standardization. Avenue Marnix 17, B-1000. Brussels, 16.
10. Katalog Typowych Konstrukcji Nawierzchni Podatnych i Półsztywnych. Załaçznik do Zarządzenia Nr 31 Generalnego Dyrektora Dróg Krajowych i Autostrad z dnia 16.06.2014 r., opracowany w Katedrze Drogowej Politechniki Gdañskiej. Retrieved August 22, 2019 from https://www.gddkia.gov.pl/frontend/web/userfiles/articles/d/dokumenty-techniczne_8162/KTKNPiP.pdf
11. Judycki, J., Jaskuła, P., Pszczoła, M., Ryś1, D., Jaczewski, M., Alenowicz, J., Dołżycki, B., and Stienss, M. (2016). New Polish catalogue of typical flexible and semi-rigid pavements. MATEC Web of Conferences 122, 04002 (2017) GAMBIT. Retrieved August 30, 2019 from https://www.matec-conferences.org/articles/matecconf/pdf/2017/36/matecconf_gambit2017_04002.pdf
12. Pavement Design. (2006). Design Manual for Roads and Bridges, Volume 7: Pavement Design and Maintenance, Section 2: Pavement Design and Construction, Part 3, HD 26/06. Retrieved June 08, 2018 from http://gov.uk/guidance/standards-for-highways-online-resources
13. Nunn, M. (2004). Development of a more versatile approach to flexible and flexible composite pavement design. Prepared for Highway Agency, TRL Report TRL615/ Retrieved August 09, 2019 from 2004. URL: https://trl.co.uk/sites/default/files/TRL615%281%29.pdf
14. Nikolaides, A. (2014). Highway Engineering: Pavements, Materials and Control of Quality. CRC, Boca Raton, London, New York, 473-479. Retrieved May 16, 2018 from https://booksgoogle.com.ua/book?ISbn=1466579978