Стаття 5 № 1’2020

Каськив В. И., Вознюк А.Б., Нагребельного Л. П. К вопросу аудита безопасности автомобильных дорог Украины
DOI: 10.33868/0365-8392-2020-1-261-32-39

Аннотация. Ключевую роль в реализации транспортной стратегии государства играет развитие транспортной инфраструктуры, важнейшей составляющей которой является сеть автомобильных дорог. Соответствие автомобильных дорог требованиям современных транспортных потоков определяет не только эффективность работы промышленности и сельского хозяйства, но и обеспечение надлежащего жизненного уровня людей и обороноспособности страны.
Обозначены проблемы эффективного функционирования автомобильных дорог общего пользования, дорог и улиц населенных пунктов Украины. Приведены основные положения по аудиту безопасности автомобильных дорог.
Доказано, что аудит безопасности автомобильных дорог является одним из наиболее эффективных инженерных инструментов, влияющих на безопасность дорожного движения. Главное преимущество аудита заключается в детальной оценке проєктных решений на безопасность автомобильных дорог на всех стадиях проєктирования.
Цель аудита безопасности автомобильных дорог – дать ответы на следующие вопросы:
— какие дорожные элементы могут представлять угрозу участникам дорожного движения: до какой степени, каким именно участникам дорожного движения и при каких обстоятельствах;
— какие возможности существуют для устранения или уменьшения влияния установленных угроз на безопасность движения.
Чем раньше проводится аудит в рамках процессов проєктирования и строительства, тем качественнее и полезнее его результаты. Проведение аудита на ранних стадиях может способствовать заблаговременному устранению проблем и, как следствие, минимизировать время и затраты на перепроєктирование на последующих этапах.
Кроме того, необходимо отметить, что проведение аудита приводит к интенсивным переговорам между аудиторами, заказчиком и проєктировщиком. Такие переговоры являются полезными для повышения осведомленности всех заинтересованных сторон, а также для улучшения повседневной работы, процедур проєктирования и будут полезными для обновления строительных стандартов или норм.
Рассмотрены вопросы совершенствования методов расчета безопасной скорости движения, разработка алгоритмов многофакторного анализа условий движения, выявления потенциально опасных участков и установления причин возникновения опасности. Представлены механизм, с помощью которого можно существенно ускорить проведение такого аудита, эффективно использовать человеческие, временные и финансовые ресурсы.
Ключевые слова: аудит, алгоритм, безопасность движения, автомобильная дорога, метод, модель, скорость.

References
1. European Parliament. (2008). Directive 2008/96/EC of the European Parliament and of the Council of 19 November 2008 on road infrastructure safety management. Retrieved from https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX%3A32008L0096. DOI: 10.1007/978-1-137-54482-7_45
2. Zakon Ukrainy publ. (17 October, 2019). Pro vnesennya zmin do deyakykh zakoniv Ukrainy schodo upravlinnya bezpekoyu avtomobilnykh dorig [On Road safety management: Ukrainian law] Vidomosti Verkhovnoi Rady Ukrainy, 2019, 50, 357.
3. Drew, D. (1972). The theory of traffic flow and management. Translated from English. Moscow, USSR, Transport.
4. Haight, F. (1966). Haight mathematical theory of traffic flow. Translated from English. Moscow, USSR, Mir, 1966, 286.
5. Gukov, N. I. Issledovanie sootvetstvia dorognikh usloviy trebovaniyam transportnogo potoka Candidate Of Science, Diss [Study of the compliance of road conditions with traffic requirements]. Kyiv, 1979.
6. Polishchuk, V. P., Dziuba, O. P. (2008). Teoriia transportnoho potoku: metody ta modeli orhanizatsii dorozhnoho rukhu. Kyiv, Znannia Ukrainy, 2008, 175.
7. Smirnova, N. V. Metodologiya tselevogo poiska optimalnogo proeknogo resheniya dvukhpolosnikh avtomobilnikh dorog obschego polzovaniya. Dokt, Diss [Methodology of targeted search for the optimal design solution for two-lane public roads]. Kharkiv, 2015.
8. Lanovyi, O. T. Teoretychni osnovy ta praktychni metody zabezpechennya umov bezperervnogo ta zruchnogo rukhu transportnykh potokiv meregeyu avtomobilnykh dorig Dokt, Diss [Theoretical foundations and practical methods of ensuring the conditions of continuous, safe and convenient traffic flows on the road network]. Kyiv, 2016.
9. Sugrue, Thomas J. The Origins of the Urban Crisis: Race and Inequality in Postwar Detroit. Princeton University Press, 2005, 47–49.DOI: https://doi.org/10.1515/9781400851218
10. How London got rid of private cars – and grew more congested than ever. Retrieved from https://www.theguardian.com/politics/2020/feb/11/how-london-got-rid-of-private-cars-and-grew-more-congested-than-ever
11. Polishchuk, V. P., Nagrebelna, L. P. (2019). Problemy sychasnogo mista [Problems of the modern city]. Kyiv, Visnyk NTU, 3, 43, 2019, 136–142.
12. PIARC Technical committee C3.1 Road safety, 2011R01. (2011). Road safety audit guidelines for safety checks on new road projects.
13. SE “DerzhdorNDI”. (2017). МР В.2.3-37641918-891:2017 Metodychni rekomendatsiyi shchodo otsinyuvannya vidpovidnosti isnuyuchykh dorozhnikh umov vymoham bezpeky rukhu z urakhuvannyam intensyvnosti rukhu ta skladu transportnykh potokiv [Guidelines for evaluation of the existing road conditions compliance with traffic safety requirements, taking into account the traffic intensity and traffic flows]. Kyiv, Ukraine.
14. Vozniuk, A. B. (2019). Ispol’zovaniye geoprostranstvennykh dannyakh dlya audita bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya [Using geospatial data for road safety audit]. Kyiv, Roads and bridges, 1, 23, 63–71.
15. SE “DerzhdorNDI”. (2016). SOU 42.1-37641918-038:2016 Pasport avtomobilnoyi dorohy [Enterprise standard. Road passport]. Kyiv, Ukraine.