Статья 1 № 3’2019

Ковалев С. А. РАЗРАБОТКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОВОГО ДВС, КОНВЕРТИРОВАННОГО НА БАЗЕ ДИЗЕЛЕЙ Д-120 ИЛИ Д-144 ДЛЯ РАБОТЫ НА СЖИЖЕННОМ НЕФТЯНОМ ГАЗЕ
DOI: 10.33868/0365-8392-2019-3-259-2-8

Аннотация. Показана целесообразность применения транспортными средствами сжи-женного нефтяного газа в качестве моторного топлива, по сравнению с традиционными жидкими моторными топливами, в частности с дизельным топливом. Обоснованы преимуще-ства конвертирования (переоборудования) дизелей в газовые ДВС с принудительным зажига-нием по отношению к переоборудованию в газодизели. Проведен анализ способов уменьшения степени сжатия у дизелей при их конвертации в газовые ДВС с принудительным зажиганием. Показано, что для конвертации дизелей в газовые ДВС с принудительным зажиганием целесо-образно использовать термодинамический цикл Отто с уменьшением геометрической степе-ни сжатия. Обоснован выбор и разработана открытая камера сгорания в форме перевернуто-го осесимметричного «усеченного конуса». Предложенная форма камеры сгорания газового безнаддувного ДВС для работы на СНГ позволила уменьшить геометрическую степень сжа-тия дизелей Д-120 и Д-144 с неразделенной сферической камерой сгорания, обеспечивающей пленочное смесеобразование, с ε = 16,5 до ε = 9,4. Разработанная форма камеры сгорания поз-воляет доработать штатные дизельные поршни вместо изготовления специальных новых га-зовых поршней и уменьшать геометрическую степень сжатия только за счет увеличения объ-ема камеры сгорания в поршне.
Ключевые слова: самоходное шасси СШ-2540, колесные тракторы, дизели Д-120 и Д-144, газовый ДВС с принудительным зажиганием, сжиженный нефтяной газ (СНГ), степень сжа-тия ДВС, транспортные средства, работающие на СНГ.

References
1. Prices for gasoline, diesel fuel, gas at Ukrainian gas stations. Retrieved from http://vseazs.com.
2. Redzyuk, A. M., Koval`ov, S. O. (2017) Razrabotka gazovyh DVS s prinuditel’nym zazhiganiem na baze shtatnogo dizelja D-120-45 samohodnogo shassi SSh-2540 [Development of gas engines with forced ignition on the basis of standard diesel D-120-45 self-propelled chassis СШ-2540] (PhD Thesis), Kharkiv: National Aerospace University «Kharkiv Aviation Institute», 46.
3. Koval`ov, S. O. (2018), Rozroblennya elektronnoyi sistemi upravlInnya gazovimi digital ami z primuso-vim zapalyuvannyam, pereobladnanimi na bazi dizelIv dlya roboti na zridzhenomu naftovomu gazi. [De-velopment of electronic control system for gas engines with forced ignition, retrofitted on the basis of diesel engines for operation on liquefied petroleum gas]. Avtoshlyahovik Ukrayiny, 4, 12–18.
4. Miller cycle. Retrieved April 17, 2019, from https://en.wikipedia.org/wiki/Miller _cycle.
5. Clarke, D., Smith, W. J. (1997). Simulation, implementation and analysis of the Miller cycle using an inlet control rotary valve, Variable valve actuation and power boost. SAE Special Publications, 1258, 970336, 61–70. DOI: https://doi.org/10.4271/970336
6. Otto cycle. Retrieved April 17, 2019, from https://en.wikipedia.org/wiki/Otto _cycle.
7. Kryshtopa, S., Panchuk, M., Koza,k F., Dolishnii, B., Mykytii, I., Skalatska, O. (2018). Fuel economy raising of alternative fuel converted diesel engines. Eastern-European Journal of Enterprise Technologies, 4, 8, 94, 6–13. DOI: https://doi.org/10.15587/1729-061.2018.1393581.
8. Kharkov Plant of Self-Propelled Chassis. (2000). Self-propelled chassis SS-2540. Instructions for use of self-propelled chassis SSh-2540. [Samokhodnoe shassy SSh-2540. Ynstruktsyia po эkspluatatsyy samokhodnoho shassy SSh-2540], SSh2540.00.000 IE, OJSC Kharkov Plant of Self-Propelled Chas-sis. Kharkov, 58. DOI: https://doi.org/10.15587/2313-8416.2015.40448
9. SE «State Road Transport Research Institute». (2018). Rozroblennia ta doslidzhennia perspektyvnykh system upravlinnia hazovymy DVZ z prymusovym zapaliuvanniam, na bazi konvertovanykh traktornykh dyzeliv. Rozroblennia elektronnykh system upravlinnia i rehuliuvannia, system zapaliuvannia ta zhyvlennia hazovym DVZ (promizhnyi). [Development and research of perspective systems of control of gas en-gines with forced ignition on the basis of convertible tractor diesel engines. Development of electronic control and regulation systems, ignition and supply systems with gas DICs]. Kyiv, 95.
10. Vansheydt, V. A., Ivanchenko, N. N., Kollerov, L. K. (1977). Dizeli: spravochnik. [Diesels: Handbook], Leningrad, Mechanical engineering, 480.
11. Parsadanov, I. V., Khizhnyak, V. O., Rikova, I.V. (2017). Obgruntuvannya viboru kameri zgoryannya pri zasto-suvannI katalItichnogo pokrittya na poverhnI porshnya [Justification of the choice of the combus-tion chamber when applying a catalytic coating on the surface of the piston], Dvigateli vnutrennego sgoraniya, 2, 18–21.
12. EN 589+ A1:2012 Automotive fuels – LPG – Requirements and test methods. Retrieved from https://webstore.ansi.org/standards/din/dinen5892012
13. Katalog «DALNOBOYSCHIK». Enterprise «Plant Engine”. Retrieved from http://zdvigatel.com/katalog/ dalnoboyshchik.
14. Piston for engine VMTZ D144. Avtramat Ltd. Retrieved from https://www.avtramat.org/product-page/D-144.
15. Cylinder liner internal combustion engine. Motordetal-Konotop Ltd. Retrieved from https://www. motordetal.com.ua/?q=products
16. Abramchuk, F. I. Voronkov, A. I. Otchenashko, S. I. (2008). Analiz kamer sgoraniya, ispolzuemyih v sovremennyih vyisokoobo-rotnyih avtomobilnyih dizelnyih dvigatelyah Avtomob. Transp. [Analysis of the combustion chambers used in modern high-speed automotive diesel engines]. Automobile transport, 22, 117–122.